Цель: разработка и внедрение элементов дуального обучения путем создания механизмов, обеспечивающих качество и эффективность профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Внедрение практики дуального обучения: «Дуальная система обучения - самая эффективная модель подготовки квалифицированного специалиста».
Успешная реализация государственных программ устойчивого развития экономики страны напрямую зависит от качества трудовых ресурсов, человеческого капитала. Сегодня ТиПО все больше ориентируется на рынок труда, запросы работодателей и социальных партнеров. Выступая на форуме предпринимателей Казахстане, Н.А.Назарбаев отметил: «Профессионально-техническое образование должно ориентироваться, в первую очередь, на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Социальная ответственность частного бизнеса должна особенно проявиться в сфере образования». Таким образом, в стране становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями и представителями бизнеса.
Дуальная система обучения представляет собой инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, основанный на согласованном взаимодействии образовательной и производственной сфер по обучению специалистов. Особенность дуальной системы заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон – колледжа, обучающегося, предприятий. Для предприятия дуальная система дает возможность подготовить кадры, сократить расходы по поиску и подбору работников. Для молодых людей дуальное обучение – хороший шанс рано приобрести самостоятельность и адаптироваться к взрослой жизни в социуме. При дуальной системе обучения не должно быть разрыва между теорией, которую студенты получают в колледже, и требованиями производства и рынка труда, работодатели получают возможность реально участвовать в управлении и оценке качеством подготовки требуемых специалистов, а колледж должен своевременно реагировать на потребности производства.
Для внедрения дуального обучения были разработаны учебные планы и программы, где предусмотрено 60% производственного обучения и 40% теоретического обучения. В колледже студенты получают теоретические знания, изучая специальные предметы по профессии. А мастера на предприятии помогают им приобрести практические навыки и профессиональные компетенции.
На рисунке ниже представлен перечень специальностей, охватываемых дуальной системой обучения в колледже на сегодняшний день, и специальностей, охватываемых в будущем:
Перечень действующих |
Перечень планируемых в 2021 году |
0101000 – «Дошкольное воспитание и обучение» |
0101000 – «Дошкольное воспитание и обучение» 0518000 – «Учет и аудит» 1304000 – «Вычислительная техника и программное обеспечение» (по видам) 0819000 – «Технология переработки нефти и газа» |
Социальные партнёры
Внедрение элементов дуальной системы обучения – фактор укрепления социального партнерства. Для внедрения элементов дуальной системы обучения важное место занимает укрепление деловых связей с работодателями через организацию профессиональных практик с целью закрепления теоретических знаний и овладения профессиональными компетенциями.
На рисунке ниже приведен список социальных партнеров на сегодня и на будущее:
Социальные партнеры |
Планируемое количество предприятий на 2021 год |
ТОО «ДМЦ Колобок» ТОО «Центр исследований и развития личности «Талант-менеджмент»» ТОО ДМЦ «Растем вместе»
|
ТОО «Kids Zerek» ТОО «Академия детство» ТОО «Детский сад«Одарешка»» ТОО «Пульс Плюс» ЧУ «Информационные технологии» Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза РК ТОО «Vertex Go» ТОО «Институт органического синтеза и углехимии РК» ТОО «Alem Gaz» |